Logo

Материал для баков стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Якоев А.Г. – АО «НТЦ ФСК ЕЭС»
Аккумуляторы представляют собой химические накопители энергии, выделяющейся в результате химической реакции, и позволяющие использовать её для работы различных приборов, делая их мобильными и независимыми от постоянных источников электроэнергии.

ИСТОРИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ ОТРАСЛИ

История аккумуляторной отрасли в нашей стране берёт своё начало с 30-х годов XX века, когда в стране быстро развивалось производство: строились новые заводы-гиганты, создавались целые отрасли. Первенцем аккумуляторной промышленности, созданным в 1913 г. стал Ленинградский аккумуляторный завод. Вторым, открытым 7 ноября 1929 года, стал Саратовский завод свинцовых аккумуляторов (сегодня ЗАО «Электроисточник») снабжал источниками тока Сталинградский тракторный, Саратовский комбайновый и Горьковский автомобильный заводы. Потребности страны в аккумуляторах, росли вместе с развитием автомобилестроения. Решение о строительстве третьего аккумуляторного завода было принято в 1932 г., а в 1935 году был создан Подольский аккумуляторный завод, продукция которого направлялась на автомобильные заводы г. Москвы и г. Н. Новгорода. Проекты основных корпусов и технологического оборудования завода разрабатывались американской фирмой «ЮЭСЭЛ» по договору о технической помощи с Всесоюзным электротехническим объединением (ВЭО).

Вначале предполагалось поставить импортное (в основном американское) оборудование, однако большая его часть была изготовлена на отечественных заводах. В октябре 1941 г. завод был эвакуирован в г. Тюмень. В январе 1942 года представитель наркомата обороны принял 1942 тыс. аккумуляторных батарей (АБ). В 1942 г. был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завода в г. Свирск Иркутской области. Уже через 3 месяца завод на новом месте дал первую партию аккумуляторов для фронта. В том же году часть оборудования Ленинградского аккумуляторного завода была вывезена в Комсомольск-на-Амуре. В советское время в России функционировало 14 аккумуляторных заводов и 4 института (НПО «Квант», г. Москва; НИИ стартерных аккумуляторов, г. Подольск; Саратовский НИИ химических источников тока и Питерский научно-исследовательский аккумуляторный институт, НИАИ).

Ведущую роль в аккумуляторной промышленности страны выполняло Ленинградское НПО «Источник», куда входили НИАИ и четыре завода-производителя - «Ленинская искра», Ленинградский, Великолукский (Беларусь) и Джезказганский (Казахстан) аккумуляторные заводы. По сути, НИАИ курировал тогда 90-95 % аккумуляторов, производимых в стране, то есть разрабатывал и передавал заводам.

Послевоенные годы стали временем научно-технического роста и обширной модернизации аккумуляторной отрасли.

Изменение в начале 90-х годов положения в стране, повлекли глобальные перестановки в промышленности. Разрыв хозяйственных связей, перебои в поставках, проблемы с ресурсами - все это резко затормозило развитие производства.

После развала СССР многие производители АБ, имея миллионные производственные мощности, постепенно «умирали». Какие-то надежды на возрождение спроса отечественных АБ возникли у производителей после кризиса 1998 года. Действительно, тогда спрос на импортные аккумуляторы упал. Однако импортозамещение коснулось дорогих изделий европейского производства, а поставки из Китая, Кореи и Турции, наоборот, выросли.

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ